Отец

Графика

Живопись

Статья Л. Г. Кривицкого   

 


      ИЛЬЧЕНКО ГЕННАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ родился в 1954 году в райском уголке, а именно, в столице Абхазской АССР в городе Сухуми. Родители будущего художника обладали неуемным стремлением к познанию всего нового. Исколесив всю нашу огромную страну от Калининграда до Хабаровска, они окончательно поселились в городе Сухуми, когда Гене было восемь лет. Постоянные переезды семьи не прошли для него даром, Геннадий много видел, а детский ум цепок за все новое.

      Отец Василий Афанасьевич был по профессии столяром. Дерево в его руках «пело». Как завороженный наблюдал за работой отца маленький Геннадий. На его глазах происходило чудо. Из необстроганных досок разных пород получались замечательные вещи: замысловатые шкафы, столы, невиданные стулья, кресла, и удивительный запах древесины сопровождал все эти чародейства. Отец прошел Великую Отечественную Войну всю до последнего дня, встретив День Победы в поверженном Берлине. Награжден многими орденами и медалями за боевые и трудовые заслуги.

      Детей в семье было четверо. К ним Василий Афанасьевич относился с большой любовью и заботой. А мама была самой лучшей матерью на свете.

      Геннадий Васильевич окончил Художественную школу, затем Художественное училище в городе Сухуми на отлично. Значит, имел право поступать в высшее учебное заведение, и непременно, в город Ленинград – центр всех искусств. В Сухуми (Абхазия) преподавали художники – большие мастера такие как: Н. О. Табукашвили, С. М. Габелия и Х. Т. Авидзба, которые вложили все, чем владели сами в талантливого студента. Поэтому как не трудно было пареньку с южным акцентом и другой художественной школой в 1973 году, он поступает в Ленинградский институт им. А.И. Герцена на художественно-графический факультет, который заканчивает в 1978 году. К защите диплома Геннадий Васильевич предоставил пейзаж «Морской порт Ленинграда», изобразив на переднем плане нагромождение строительного «месива», которое движется под напором огромных тракторов, освобождая место будущему вокзалу, конструкция которого уже просматривается в отдельных элементах, гармонично вливающихся в огромное морское судно. Далее воды Невы, а на заднем плане речной порт с его «трудягами» подъемными кранами. По всей картине труд, созидание. Дым, пар, свет сварки, техника, группа строителей что-то обсуждают, минута – и они разойдутся по своим рабочим местам. Передний план более тяжелый, средний легче, задний переходит в легкое серебристо-серое ленинградское небо. Все связано стволами прожекторов, бетонных перекрытий, дымами разных оттенков. Земля, лужи – во всем отражается серебро неба,… Картина получает оценку «отлично».

      Лучшими учителями факультета были известные мастера: профессор, заведующий кафедрой живописи Л. В. Кабачек – замечательный человек, художник, имеющий богатый организационный опыт; Л. Г. Кривицкий – заслуженный художник России, увлеченный опытный педагог, владеющий фантазией, выдумкой, огромным мастерством, он очень почитался всеми студентами; Ю. М. Герман – искусствовед, на увлекательные лекции которого собирались студенты разных факультетов, и много других хороших педагогов. Развитие профессиональным навыкам дало близкое знакомство с В. Ветрогонским, его наставления, умение доходчиво объяснять, а зачастую и помощь в нужную минуту.

      Среди студентов Геннадий Васильевич отличался веселым нравом, готовый в каждую минуту по-доброму подшутить над сокурсниками, развеселить загрустивших, помочь слабым. Всерьез занимался вольной борьбой, неоднократно занимая призовые места. Был активным участником Студенческого Научного Общества (СНО).

      В 1978 году женился на девушке, которая стала замечательной женой и другом. Нина Васильевна подарила Геннадию Васильевичу сына Дениса - будущего художника, а в 1982 году чудесную дочь Екатерину.

      В 1978 году уезжает по направлению в город Вильянди Эстонской ССР, где успешно совмещает преподавательскую деятельность с работой художника. В эстонский период написаны картины: «Дворик Вильянди», где вид сверху позволяет нам предметно рассмотреть все происходящее; «Эстония. Небо». Серия работ, написанная в городе Таллинн: «Таллиннские крыши», «Вид на город», «Орденский замок», «Башня «Толстая Маргарита», «Старый дом» - работы интересны по композиции, гармоничны в цвете. В картинах отчетливо прослеживаются национальные мотивы. Также в это время пишется много натюрмортов, портретов. Художник создает несколько графических альбомов: «Город Вильянди», «Город Тарту», «Город Таллинн».

      1980-1981 гг. - служба в Армии, Ленинградской области поселок Сертолово в должности главного писаря полка. Это дало возможность Геннадию Васильевичу не оставлять занятие любимым делом. Созданы картины: «Яблоня в цвету», «Склады», «Подстанция» и прочие – написаны смело, вплавляя мазок в мазок, сохраняя целостность образов. Художник рисует и графические работы: «Автопортрет», альбом «Рисунки старшего сержанта» - все работы выполнены на одном дыхании.

      Даже в условиях Армии, когда человек в первую очередь принадлежит Родине и живет по уставам, художник может творить в полную силу. Просто надо научиться быстро и качественно выполнять рутинную работу. Эту науку Геннадий Ильченко постиг в совершенстве.

      Придя из Армии, Геннадий Васильевич начинает жить и трудиться в городе Сосновый Бор Ленинградской области. Проработав небольшой срок преподавателем изобразительного искусства, он становится свободным художником. В работах наблюдается постоянный рост. Это ясно по произведениям: «Портрет дочери», «Портрет жены», «Фрукты», «Яблоки», «Андерсенград», «Карпы», «Персидская сирень» и другие. Полотно «Строительство объекта» изображает создание второй очереди Ленинградской Атомной Электростанции. Огромные коробки здания, облицованные голубым кафелем, являются центром; все остальное подчинено и выстраивается в связи с этим. Движение, ритм, – все серьезно продумано. Написанию этой картины предшествовала большая подготовительная работа.

      В это время пишется серьезный психологический портрет академика В. Славского. Мощь этой личности, человека непростой жизненной судьбы в полной мере смог показать Геннадий Ильченко. Эти две работы находятся на ЛАЭС, занимая почетные места в административном здании.

      Геннадий Васильевич – художник, работающий во всех жанрах, владеющий любым материалом, но в живописи ближе масло, а в графики – графитный карандаш. Из жанров изобразительного искусства главенствующая роль принадлежит пейзажу. Пленер – вот что затягивает художника больше всего. Геннадий Ильченко работает на воздухе круглый год. Ни холод, ни дождь, ни снег не помеха – все вытерпит художник, чтобы изобразить состояние природы на картине. Одно и то же место с разных ракурсов кажется новым, новизна - один из законов композиции. Этим Геннадий Васильевич не пренебрегает, что видно в работах «Закат на реке Коваш», «Берег Финского залива», «Пирс» и многих других. Они отличаются состоянием природы, остротой композиции, умиротворением и лиризмом.

      Любимые места работы: это город Сосновый Бор и его окрестности, Карелия и древнерусские города: Великий Новгород, Старая Руса, Псков, Старый Изборск и др. Нельзя перечислить те поселки и деревни, в которых Ильченко Геннадий создавал произведения. А работ выполнено тысячи. Работа в Санкт-Петербурге как началась в студенческие годы, так и продолжается по сей день. Особенно нравится художнику Васильевский остров и Петроградская сторона.

      Геннадий Ильченко, обладающий большой творческой одаренностью, работоспособностью, непростой, но счастливой судьбой. На протяжении всей жизни художник принимает участие в выставках разного уровня. Только за последние семь лет прошло десять его персональных выставок. Он участник областных выставок. Периодически работы можно видеть в залах Санкт-Петербургского СХ России, в Новом Манеже (СПб, Литейный, 57), Музее современного искусства города Сосновый Бор. Является членом многих художественных сообществ. Картины Геннадия Ильченко можно встретить в офисах высокопоставленных людей, кабинетах руководителей предприятий, частных коллекциях любителей живописи и графики многих городов России и мира.

      Судя по всей жизни, будь то творчество, воспитание детей, общение с близкими и незнакомыми людьми, Геннадий Васильевич обрел пристальное внимание знатоков живописи и графики, любовь и уважение окружающих. Художник Ильченко Геннадий Васильевич еще долгие годы будет радовать всех людей своим творчеством.


 

Переход



Рейтинг@Mail.ru